Каждый человек должен знать, что Иисус Христос есть Господь, Царь и Спаситель всех людей, «ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано»; «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено»; «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись».


Статьи кабинета

Дом духовный

Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; Ибо вы вкусили, что благ Господь. Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1Пет.2:1-5).

Мы продолжаем женскую служительскую тематику. Наша задача, как служителей, ознакомить сестер со всем перечнем новозаветных предписаний для женщин. Что отображено в Писании, чему научили нас, тем и хотим поделиться с вами. «Дом духовный, священство святое» - тема нашей сегодняшней публикации.

Дорогие сестры, первое, что я хочу обозначить, это то, что, приходя в церковь, посещая наши собрания, мы не просто приходим в какой-то круг людей. Наше христианство начинается  с того, что в нашу жизнь приходит Бог. И дальнейшее наше христианство это не хождение пред людьми, но хождение пред Богом, о чем я прошу вас помнить. О чем и написано: «Приступая к Нему…». Приступая к Кому? К Иисусу Христу, Господу и Спасителю. Как к Нему приступать? В таком случае, важно обратить внимание на тех людей, которые приступали к Нему верно, правильно. Писание пестрит именами таких людей, в числе которых не только мужчины, но и женщины. Например, женщина, которая слезами омыла ноги Христа, она по-женски, но, вместе с тем, приступила к Нему, как к Богу. Христос одобрил ее поступок и поставил в пример (Лк.7:37-50). Господь имел дело с теми женщинами, которые следовали за Ним, служили Ему, Он общался с ними так же, как общался с учениками (Лк.8:1-3). Женщина, страдавшая кровотечением, приступила с верой ко Христу, и Он исцелил ее (Мф.9:20-22; Мк.5:25-34; Лк.8:43-48).  В Писании имеются и другие подобные примеры. Эти библейские истории—тот образец, который учит нас, как подходить к Богу, с каким смирением, кротостью, верою. Принцип подхода, который имели эти женщины, остается тот же до сих пор, и те, которые приступают к Богу, как к Богу—имеют общение с Ним.

Свекровь, невестка – мать и дочь

В этой статье мне хотелось бы откровенно поговорить о взаимоотношениях женщин между собою. И не просто женщин, а какие должны быть взаимоотношения свекрови и невестки согласно Писания. Обратить внимание на эту проблему меня заставили факты массовой болезненности христианских семей по вине женщин. Заметьте, что эта тема закрыта для открытых дискуссий, разве что «мусолится» женщинами закулисно в виде обсуждения новостей, полученных по «испорченному» телефону. Если говорить касательно проблем в этом вопросе, то они есть и не маленькие, но они не только не решаются, а даже не ставятся на повестку дня. Сложность в этом вопросе была всегда, а сегодня она не просто есть, но, имея под собой твердую почву, именуемую демократией, вылившуюся в «суверенитет» каждого члена в семье (беспечность, эгоизм пожилых и разнузданность, непокорность молодых), превратилась в кровоточащую рану для многих семей. Взаимоотношений вообще нет, стараются жить подальше друг от друга, или они имеют форму армейской «дедовщины». И что самое гнусное, что такой порядок отношения женщин друг ко другу существует не только в мире, а уже проник в наши евангельские церкви. Добавлю, что проблема эта не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. Она в свои «щупальца» захватывает мужчину, закручивая его в неразрешимую паутину женских интриг, делая жертвой. Многие, даже братья служители (!), оказываются между «двух огней» в этом конфликте, будучи сыном одной женщины и мужем другой.

Обратите внимание, в народе существует много юмора, что касается взаимоотношений «тёща-зять», тогда как взаимоотношения «свекровь-невестка» больше подпадает под другой жанр – трагический, народу особо шутить на эту тему не хочется. Интересно и то, если этот конфликт разбушевался, то при всем своем большом желании, мужчины остановить его просто не в силах. Мало того, чтобы перетянуть мужчину на свою сторону, враждующие между собой женщины прикладывают удивительную изобретательность, мудрость и таланты. Это настоящая битва, где каждый день человек оказывается, как «на передовой», не подозревая, какие «бомбежки» или «артудары» ожидают его сегодня дома. В ход идет всё, как говорится: для достижения цели все методы хороши. Столько ярости, столько усилий, столько изворотливости, как будто это не женщины выясняют взаимоотношения (милые и нежные существа), а, как минимум, сошлись две тигрицы, не поделившие контролируемую территорию. Это страшная схватка, мужьям здесь делать нечего, да и, по сути, их и так никто не замечает, не берет в счет.

Я свидетель одной подобной истории, где годами выяснялись взаимоотношения свекрови с невесткой, покуда не вмешалось «небо», так говорили люди. А дело было так. Свекровь, директор школы, не скрывая гордости, любуется своим сыном: красивый, умный, и притом еще и музыкант. И женится он на простой девушке. Началась совместная жизнь. Свекровь не собирается «отдавать» свое любимое дитя никакой другой женщине. Она всеми силами давит ненавистную ей невестку. В этот конфликт подключилась мать невестки. Что происходит! Весь посёлок «гудел» об этом. Через некоторое время невестка рождает ребенка, и, вдруг, он неожиданно умирает. Все замерли, как парализованные. И только на похоронах ребенка свекровь с невесткой помирились. После этого «война» прекратилась, и взаимоотношения как-то наладились.

Еще пример из жизни. Молодая семья живет с его мамой. Невестка, будучи беременна третьим ребенком, умирает на восьмом месяце, у неё отказали почки. Сын женится на молодой девушке, которая вскоре рождает ему дитя. Разбушевалась война между свекровью и невесткой не на жизнь, а на смерть. Поделили детей, поделили территорию в доме и возле дома, поделили имущество, в доме сделали два входа. Все соседи в шоке, трудно понять, кто виноват, кто прав, просто говорят: нашла коса на камень.

Такое происходит в мире. Но все ли так гладко в христианских семьях? К стыду нашему, сестры, скажу, много скандальных историй, в которых мы играем главные роли и за ними не надо далеко ходить.

В наше время, что говорить о вражде свекрови и невестки, присмотритесь, как тягаются повзрослевшие дочери со своими матерями за право быть «первой леди» в дому. Здесь, в Слове Божьем, в книге «Руфь», мы читаем о сердечных взаимоотношениях не просто двух женщин (что уже редкость), а обоюдной любви друг ко другу свекрови и невестки. На своем веку я не встречала таких взаимоотношений, да и не слышала о таковых. Скажу честно, если об этом было бы рассказано не в Библии, то я просто не поверила бы, что такое может быть. Да и кто поверит, чтобы так сердечно любила свекровь невестку и невестка искренне чтила свою свекровь. Данная ситуация удивляет еще тем, что эти теплые, родственные отношения сохранились после смерти сыновей одной, соответственно мужей других. Посмотрите, на какую жертву идет невестка ради свекрови! Первый момент, муж Руфи умер, и, оставаясь в доме свекрови, она лишается перспективы создать свою семью, т. е. она определяет себя на вечное вдовство. Не секрет, что для каждой женщины вопрос замужества является далеко не второстепенным вопросом. А она, Руфь, ни уговорами, ни убеждениями свекрови не собирается это делать. Второй момент, Ноеминь идет на свою родину. А это чужой для Руфи народ, который строго чтит свою культуру и поклоняется Живому Богу, доселе неведомому ей. Иудейский алтарь намного строже и сложнее, чем моавитское поклонение разного рода божествам, но и это не останавливает её. Это сознательный выбор Руфи хранить себя в чистоте и святости, добровольный отказ от вольного поведения. И третий момент, Руфь не идет к своему народу, где живет все её родство, а остается жить со свекровью. Значит, Ноеминь не только была приятной и доброй женщиной, она стала родной и близкой для невестки, став её семьей. К этому добавлю, что Руфь, доверившись своей свекрови, идет с ней в неизвестность, притом, та ничего не обещает ей в перспективе.

 


Если верить Библии (я верю), а Ноеминь и Руфь не «инопланетянки», то жить душа в душу свекрови с невесткой или невестки со свекровью возможно. И если свекровь говорит, что такого не может быть или так говорит невестка – это ложь! И есть причина, почему они такого мнения, касательно друг друга. Но в данном случае мой интерес, думаю и ваш, к этим двум удивительным женщинам, которые построили взаимоотношения между собою богоугодным порядком.

 

Мы читаем, что обе невестки Ноемини (как Руфь, так и Орфа), были привязаны к ней. Они вдвоём, потеряв мужей, не хотели уходить от нее, свекровь они любили обе. Это говорит о том, что если к этому вопросу подойти женщинам мудро, без каких-либо претензий (я повторюсь), то взаимоотношения можно строить. В конкретном случае, на ведущей позиции нам показана Ноеминь, как женщина мудрая, сильная, основательная и добрая, она представлена нам, как наставница, именно для Руфи. Она, как человек проживший жизнь, и сама некогда побывавши в роли невестки, источает изнутри себя добрую энергию, которая движет поступками ее невесток. Значит, нужно это запомнить, сестры, что основная ответственность ложится на старшую сестру, т.е. свекровь. Она уже прошла жизненную школу и понимает не понаслышке, что значит вчерашней девушке оказаться в роли невестки и жены. Какой непростой психологический барьер нужно переступить ей, чтобы не просто войти в дом мужа, а, войдя туда, оказаться там своей. Как болезненно переживает каждая молодая женщина разрыв с родным домом, и каких страшных усилий стоит ей, чтобы прижиться в новом качестве. Как непросто научиться молодой хозяйке многое учитывать, чтобы мудро осуществлять заботу о новой семье, где свой устоявшийся жизненный уклад. Ноеминь, как женщина мудрец, понимает все эти моменты, потому сориентировалась так строить взаимоотношения со снохами, чтобы приобрести их себе в дочери. Она так их и называет: «дочери мои». А если сегодня свекрови не ориентируются так поступать, то они бросают камень в свой огород. Рассудите сами: зачем чужой человек в дому? Если его держать на положении чужого, то он убедительно даст понять своими поступками, что он не родной вам. Ноеминь, как умудренная жизнью женщина, знала секрет добрых отношений в семье, и она всеми силами делает их родными, потому что от родного человека не жди подлости, как говорят, живи без оглядки. Это мудрый человеческий рассчет, чтобы обеспечить в доме атмосферу уважения и любви. Конечно, одними словами такого результата достичь невозможно, хотя сами по себе слова много чего значат. Ноеминь собою показала для невесток такой элемент надежности, стабильности и человеколюбия, что те даже после смерти мужей не хотели уходить от нее, расставаться с ней навсегда. Она действительно заменила им мать, и они согласны жить со свекровью даже без мужей. Это подтверждает, что она со своей стороны смогла дать им все, кроме мужей, и это «все» перевесило даже это. Достигла этого Ноеминь просто человеческой лаской и заботой, без денег и обещаний. Конечно, если бы они имели при свекрови материальные блага и надежду на наследство, то еще можно понять по-другому поведение невесток, а тут просто так, теплотой чувств она смогла завоевать их сердца.

Сегодня многие родители стараются купить своих детей материальными благами, но отнюдь не мудростью и теплотой чувств. В свою очередь дети почитают отца и мать не за заботу и любовь, а за размер их зарплаты, и на будущее располагают строить родственные отношения на коммерческой основе: насколько те надежно обеспечили их жизнь материальными и житейскими перспективами. В лучшем случае, с родителями строят взаимоотношения отдаленно приятельские.

Как краткий вывод, хочу подчеркнуть следующее: очень многое зависит от свекрови. В её руках инициатива, она видела жизнь, многое знает и понимает. Второе, мудра та свекровь, которая из невестки делает себе родную дочь, во всей полноте значения этого слова. Третье, за Ноеминью хотели последовать обе невестки. О чем это говорит? Говорит это о том, что она была авторитетом, ей подражали, по этой причине за ней готовы были идти.

В чем секрет успеха Ноемини? По всей книги «Руфь» мы видим глубоко продуманные слова и серьезно взвешенные поступки этой женщины. Она не просто умудрённая жизненным опытом женщина, она человек сердечный, добрый, глубокая личность, понимающая людей, которых Бог поставил на ее пути. И она не просто сама по себе такая, она такая потому, что серьезно верит в Бога. Причем, такая личность, которая даже в экстремальных ситуациях остаётся стабильно преданной Богу и своему народу. Принято считать, что Ноеминь не по своей воле попала в Моав, она пошла за мужем. В чужой земле умирает муж, дальше уходит из-под ног последняя опора: умирают двое сыновей. Сама она уже в преклонном возрасте, внуков нет, рядом остались две молодых чужеземки-снохи. Что говорить, многих людей беда раздавливает, но только не Ноеминь. Горечь потерь присутствовала у нее, но она не раздавила её, как личность. Конечно, она относилась хорошо к своим снохам еще при жизни мужа и сыновей. И за это она вознаграждена сполна, в тяжелые минуты она остается не одна, они рядом с ней по собственному желанию. Думаю, это было хорошим утешением, ободрением и поддержкой для нее в сложный момент.

Попутно хочу обратить внимание на проблему. В Библии мы читаем: «чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие» (Тит.2:3-5). Редко в какой церкви встретишь поставленных диаконисс (старших), которые по правилу Ноемини могли бы научить молодых сестер святому подходу к жизни. И результат, как говорят, «на лицо». Частые конфликты по семьям свекровей и невесток, стали нормой. Старшие сестры, не то, чтобы научить молодых, они сами не располагают поступать по правилу Ноемини так, чтобы сделать вошедшую в дом невестку родной, не шантажировать её жилплощадью, как приходится видеть, а позаботиться «купить» её для себя любовью и теплотой. Забывается даже «золотое» библейское правило: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12). Проверено жизнью, когда человек вкладывает что-то доброе, то это доброе обязательно к нему вернется, и наоборот.

 


Рассказывал эту историю один брат пресвитер. Молодая невестка вошла в дом. Муж ушел на работу. Свекровь, по её словам, плохо себя чувствует, прилегла. Молодая женщина, ничего не подозревая, пошла в кладовку, взяла продукты и приготовила обед. Пришел с работы муж. Мать бросилась к сыну с воплем: «Меня никто не уважает! Меня никто не замечает! Меня никто не спрашивает! Я уже тут не хозяйка!» Муж взял вожжи и отлупил молодую жену за непочтение к его матери, и только тогда мать, удовлетворенная поступком сына, успокоилась, перестав причитать и плакать. А где совесть этой свекрови? Ведь невестка приготовила обед для всей семьи, а с ней так беспощадно поступили! Как полюбить такую свекровь?

 

Великий русский поэт Н. А. Некрасов, увидев жизнерадостную крепостную красавицу, с сердечной тоской написал такие слова в своем стихотворении «Тройка»:

«Завязавши подмышки передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник

И свекровь в три погибели гнуть».

Он, как бы оплакивает раздавленную судьбу молодой девушки, которой в ближайшем будущем ждет неминуемая участь стать невесткой.

Сегодня в реальной жизни получается так. Каждая свекровь в своё время была сама невесткой, она уже прошла эту унизительную школу невестки в чужом дому, где над ней изрядно поиздевались. Ставши свекровью, она становится таким же деспотом по отношению к своей невестке, какой была её свекровь. Никто из женщин не выпадает из этого обреченного круга, более того, он им по нутру. «Дедовщина» в этом вопросе передается на протяжении всех времен самими же женщинами. Сегодняшняя невестка завтра становится свекровью и поступает точно по такому же образцу, как её свекровь, или еще более изощренно и беспощадно. Диавольская жажда мести, желание помучить, отомстить другой женщине за свою раздавленную молодость, преобладает над здравым рассудком. И не находится таковой, которая бы все проанализировала и, в свою очередь, сориентировалась строить взаимоотношения с невесткой по заповеди Божьей. Наоборот, на пустом месте, без каких либо причин превалирует между женщинами злоба, неприязнь, ненависть друг ко другу, отравляя этой атмосферой весь дом. Жертвами этих междоусобиц становятся не только мужья, но и беззащитные в этом плане дети и внуки, которые в свою очередь, вырастают жестокими, эгоистами и корыстолюбцами, не имея уважения к своим родителям и старшим людям. Я уже не упоминаю, перед каким тяжелым выбором ставят женщины своих сыновей или мужей, что зачастую те «ломаются» и опускают руки, ведь перед ними с одной стороны - мать, а с другой - жена. И этот существующий конфликт между женщинами передается из поколения в поколение, занимая постоянное место в семье, то ли свекрови с невесткой, то ли две невестки в одном дому, то ли невестки с сестрой мужа, то ли всех женщин в доме со всеми и, притом, одновременно.

Итак, секрет успеха Ноемини зиждется на её вере в Бога. Бог, которому поклонялась Ноеминь, есть Бог устройства и любви, гармонии и порядка, мира и радушия, жертвенности и братолюбия. Поступая по святой заповеди Его, она добивается такого успеха. Своим житием Ноеминь показала Руфи такого Бога, во всей силе и благолепии, которого она полюбила и осталась Ему преданной до конца. Благодаря Ноемини, имя моавитянки Руфи, одно из немногих женщин, записано в родословной Господа нашего Иисуса Христа.

Мы говорили об отношении свекрови к невестке. Давайте теперь рассмотрим: какое должно быть отношение невестки к свекрови.

Приходит невестка в дом и в ней уже заложено традицией, что свекровь – это враг номер один. Для нее это не мать, давшая жизнь и воспитавшая ее мужа, не женщина, умудренная жизненным опытом, не человек, который на протяжение всей жизни заботился о благополучии данного жилища, перед нею - СВЕКРОВЬ, и этим всё сказано. Предвзятость такого отношения молодых сформировало общество, и твердо укрепила родная мать, оно присутствует в подсознании каждой. Стоит только малейшей тени пройти между ними (какое-то сказанное слово или не сказанное), как недопонимание превращается в неприязнь, недоверие, подозрительность по отношению к свекрови, и расцветает во всей своей «красе».

Изначально видеть в своей свекрови исключительно личного врага - непростительно, глупо и чревато серьезными последствиями. Она мать вашего мужа! Возраст, жизненный опыт – хотя бы это достойно уважения. Исходя из этого, надо начинать строить взаимоотношения. Сделайте скидку на то, что вы пришли из другой семьи, и даже при всём расположении свекрови к вам, ей также нужно привыкнуть к тому, что вы являетесь женой её сына, в котором она души не чает. Хотим мы этого или нет, но есть такое, и это нужно понимать, чтобы, преодолевая препятствия, строить со свекровью родственные отношения. Родные прощали вам многие капризы, смотрели на многое «сквозь пальцы», теперь же совсем другая ситуация, которая требует от вас совсем другого самосознания себя.

 


Давайте рассмотрим, как ведет себя Руфь со своею свекровью.

 

Руфь выросла не только в другой семье, но и в другой культуре, воспитана по правилам другой религии. Когда Исав, сын Исаака и Ревекки, взял себе в жены язычниц, то Ревекка просто взвыла от их поведения. «И сказала Ревекка Исааку: я жизни не рада от дочерей Хеттейских; если Иаков возьмет жену из дочерей Хеттейских, каковы эти, из дочерей этой земли, то к чему мне и жизнь?» (Быт.27:46). Написано, что Руфь прожила со свекровью до смерти мужа десять лет, и даже без мужа остается при ней. Я думаю, что ни у кого не возникает вопрос: «Какой невесткой была Руфь все эти десять лет?» Из текста понятно, что положительной. Более того, характеристику её поведению дает сама свекровь (не часто такое услышишь), сказав так: «…Да сотворит Господь с вами милость, как вы поступали с умершими и со мною!» (Руф.1:8). Из этого видно, что на роль «первой леди» в дому Руфь не претендовала. Она полностью подчиняется авторитету Ноемини, как хозяйки дома: обо всём спрашивает ее, во всём советуется, во всём слушает ее, хотя она женщина и тоже голову имеет на плечах. Она не унизила себя, не пограбила бесчинным поведением, а наоборот, она расположила Ноеминь к себе своей кротостью и послушанием. Понятно, что у Руфи были какие-то свои вкусы, привычки, свойства характера (напомню, что она с другой культуры), но все это не помешало ей войти в этот дом, принять все его правила, чтобы в итоге стать полноценным членом этого семейства. Руфь оценила те достоинства, которыми обладало это семейство, она всеми силами позаботилась полюбить свою свекровь, склонить её сердце к себе, в свою очередь, завоевать её расположение к себе.

Наш пастор Лосников А.В. рассказывал такую историю. Молодой парень латыш служил в армии. Познакомился с русской девушкой, и они решили пожениться. Он сообщил об этом своим родителям. Она, пока он служил, втайне выучила латышский язык. И когда они приехали к его родителям, и она, знакомясь с ними, заговорила на их языке, они онемели от приятного удивления. Этим она преодолела национальный барьер, изучив язык этих людей, таким сюрпризом она купила их себе. Эта молоденькая девушка столь мудрым, предусмотрительным шагом сразу дала понять им, что она - человек серьезный, ценит и уважает их культуру, уклад жизни, и к ним приехала надолго. Поэтому, молодой девушке, которая собирается войти в дом мужа, нужно позаботиться со своей стороны сделать навстречу новым родителям такие шаги, чтобы дать импульс своей свекрови: вы достойны того, чтобы войти в этот дом в качестве жены её сына. То, что было уместно в отцовском доме, нужно отложить в сторону. И наоборот, проявить в себе те особенности, которые свойственны людям, живущим в доме вашего мужа. Если невестка принимает правила (в хорошем смысле слова), которые царят в доме мужа, то это обогатит её, сделает её родной этому семейству. Не нужно все пускать на самотек, имея в себе претензию, что свекровь просто обязана вас уважать и все тут. Глупо надеяться, что свекровь будет уважать вас только за красивые глазки, гладкий макияж и стильную одежду. Необходимо заранее, ещё до замужества, о многом позаботиться, а потом, войдя в дом мужа, многое учесть, чтобы зарекомендовать себя положительной невесткой и мудрой женой.

Теперь о душевной доброте Руфи. Именно этим качеством она покорила сердце своей свекрови. Если глубоко посмотреть на беседу этих женщин (когда Ноеминь уговаривает Руфь вернуться в дом отца), то становится понятно, что Ноеминь совсем не хотела, чтобы она уходила. Руфь, понимая свою свекровь, в подсознании знает об этом и потому она так уверенно и категорично говорит ей о своем решении идти с ней дальше. Это - негласное понимание двух нерядовых женщин. Руфь увидела в своей свекрови то качество, которое редко встретишь в женщинах и ни за какие деньги не купишь – женщину мудреца. Ноеминь сама по себе была женщиной добродетельной и отзывчивой, и тут она встречает себе подобную, потому она с радостью берет невестку с собой, ибо та оказывается из числа тех, которые гармонируют с её духом. Ревекка, жена сына обетования Исаака, вошла в дом мужа уже после смерти свекрови. Написано о том, какой походкой вошла эта молодая девушка в это святое семейство. «И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в [печали] по матери своей» (Быт.24:67). По всей видимости, своими действиями Ревекка напомнила ему мать – универсально-мудрую Сарру.

Руфь показана нам, как женщина кроткая, безобидная и при том, еще и надежная, человек, который не оставит в беде. Во все времена, женщины остаются женщинами со всеми своими личными претензиями. Даже для народа, которому дана Богом одна из заповедей: «почитай отца и мать», отношение невестки-чужеземки к своей свекрови было более, чем удивительное. Она, будучи язычницей, по зову сердца исполняла эту заповедь, и это при всём том, что муж её умер и особо держаться свекрови нечего. Я предполагаю, что к Руфи было приковано внимание многих хитрых иудеек, с тем умыслом, насколько её хватит. Глядя на ее отношение к свекрови, молва в той местности идет о ней, что она какая-то особо добродушная и особо внимательная к людям. Так оно и было, разве свекровь согласилась бы идти в путь с нехорошим человеком; не сомневаюсь, что Ноеминь нашла бы предлог, чтобы избавится от неё. Так что, душевная доброта не малозначущая черта характера для формирования теплых взаимоотношений со свекровью. Живя в Вифлееме, мы видим, с какой любовью заботится Руфь о своей свекрови. Без нее, как говорят, и куска хлеба не съела, в пазухе носила еду, чтобы свекровь не была голодной. Я думаю, что не только свекровь мечтает иметь такую невестку, но и каждая мать хочет видеть свою дочь именно такой.

Трудолюбие - еще одна черта, которая помогла невестке наладить отношения со свекровью. Представьте, если бы Руфь была лентяйка, что было бы? Руфь не белоручка и житейские тягости не ожесточили её сердца, они совсем не помеха, чтобы оставаться такой же положительной невесткой, оптимисткой по жизни. Трудолюбие - это одно из немаловажных качеств, необходимых для невестки, чтобы расположить к себе свекровь. Придя в Вифлеем, Руфь берет на себя ответственность, чтобы обеспечить пищей себя и свекровь. Трудолюбие, которое служило для добродетельности, сделало её известной в той местности. Вооз, будущий муж её, сказал так: «ибо у всех ворот народа моего знают, что ты женщина добродетельная» (Руф.3:11).

Кто стал бы уважать её, да, притом, язычницу, просто так, кому она нужна была там! Но она повела себя так, что даже при всей их бедности (покушать было нечего), при всём том, что она делала самую унизительную работу (которую делают рабы), при полной беззащитности (обе вдовы), она смогла привлечь к себе внимание самых известных людей в том народе. И не только привлечь их внимание, а получить от них положительную характеристику о себе, а это дорогого стоит. Не зря же говорят, что половину своей жизни человек работает на авторитет, а остальную половину – авторитет работает на него. Это было свидетельство еврейскому народу, что эта молодая женщина не какая-то приспособленка, а человек основательный, располагающий жить среди их народа и чтить их традиции. Руфь позаботилась стать своей для этого непростого народа, и они приняли ее, как достойную личность. Этим и объясняется такое возвышенное благословение старейшин и всего народа на бракосочетании Вооза и Руфи: «… да соделает Господь жену, входящую в дом твой, как Рахиль и как Лию, которые обе устроили дом Израилев; приобретай богатство в Ефрафе, и да славится имя твое в Вифлееме; и да будет дом твой, как дом Фареса, которого родила Фамарь Иуде, от того семени, которое даст тебе Господь от этой молодой женщины» (Руф.4:11-12). Пожелание, которое поставляло Руфь в один ряд с женами патриарха народа Израилева Иакова – Рахилью и Лией!!! Будучи вдовой, притом язычницей, она стала благословенной невестой для достойного жениха. Без сомнения, Руфь оказалась мудрой женой, которая, как и желали ей, устроила дом свой. И чтобы родиться Овиду, дедушке победного царя Давида, необходимо было, чтобы была такая личность, как Руфь, и достойный уважения человек - её муж Вооз.

В наше время редко встретишь трудолюбивых молодых сестер. Не прививается это качество с детства. Много конфликтов в семьях по причине некомпетентности невестки в вопросах мудрого устроения быта. В народе говорят: где семь господынь, там дом не выметен. Неумение приготовить, нежелание убрать дом, является почвой, чтобы свекровь серьезно не воспринимала невестку, пренебрегала и не уважала её, как человека.

Трудолюбие да еще с радостью, есть важное качество, чтобы стать невестке родной в доме мужа.

Безусловно, обе эти великие женщины, Ноеминь и Руфь, любили и чтили Бога Израилева. И именно Бог давал им мудрость так свято строить взаимоотношения между собою, Ему было приятно смотреть на их взаимопонимание, на их поддержку и уважение друг ко другу. Всемогущий Господь, глядя на такие удивительные взаимоотношения Ноемини и Руфи, свекрови и невестки, при всех сложившихся обстоятельствах послал им обоим такой выход, о котором даже трудно было мечтать им. И это благословение было видно соседям, да и всему Вифлеему. Ноеминь и Руфь - женщины мудрецы, личности, которые удостоены от Бога особой чести - быть угодными сосудами в Его промысле по спасению человечества от рабства греха. Бог их обоих особо выделил, поставил на особую ступень веры: Ноеминь показана нам, как главная героиня в этом сюжете, а именем Руфи названа одна из книг в Библии.

Хотя бы то, что эти женщины, будучи свекровью и невесткой, сумели так мудро построить взаимоотношения, они достойны нашего внимания. Такое чудо, как для меня, достойно того, чтобы их имена были записаны на страницах Святого Писания. Ноеминь и Руфь величественно, по-царски, предстают пред нами. Рукоплещет Небо со всеми Ангелами и со всеми святыми, ибо никакие женские амбиции, обиды, страсти и претензии не прижились в этих взаимоотношениях. Дом Ноемини и Руфи – место, где господствует любовь, порядок, уважение, теплота и сердечность. В результате, стираются грани в привычных для нас значениях «свекровь» и «сноха», и чудесным образом происходит перевоплощение – мать и дочь. Так у святых, так должно быть и в наших семьях. Аминь.

Священство Нового Завета, роль и место женщины в нем

Дорогие сестры, дорогие дру­зья! Мы продолжаем цикл лек­ций по тематике женского свя­щенства. Дальше-больше - мы усматриваем свою недоработку в том, что слишком запоздало публикуем материалы о закон­ных параметрах женского свя­щенства в Новом Завете. Дело вот в чем, просматривая сайт женского служения Российского Союза ЕХБ, мы нашли такое высказывание: «В Библии нигде не написано о женском священ­стве. Понимаете, есть вещи, которые, ну, не нужно нам, се­страм, делать. Девора была судьей, а не священником. Мариам только прославляла Бо­га. Нигде не сказано, что Ли­дия стала священником церк­ви. .. :Так много нашего женско­го труда, и мы многое не успе­ваем переделывать, так зачем же нам еще и мужским делом заниматься... наша ключевая задача - создавать уют, быть понимающими, добрыми, что­бы нашим мужьям дома и на­шим братьям в церкви было комфортно». Это дословное высказывание сестры, осущест­вляющей молитвенное служе­ние. 

 

Почему мы покрываем головы (откровенно об особой заповеди для женщин)

«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» (1Кор.11:3-10).

Прежде чем приступить к рассмотрению столь интересного и таинственного вопроса покрытия головы для женщины, хочется поблагодарить Господа за Его щедрую милость, что Он через Своего верного слугу пастора Лосникова А.В. приоткрыл нам завесу в понимании этого, как оказалось, очень важного вопроса. Великое счастье—знать суть Божьей заповеди! И если в других церквах думают так или иначе, для нас вопрос покрытия головы ясен и понятен, у нас нет колебаний. Мы одеваем платки, мы покрываем головы, зная не только заповедь, но—для чего она. В этом номере мы делимся с вами пониманием этого вопроса, чтобы и вы имели твердое обоснование учения о покрытии головы.

Интересное наблюдение хотим изначально отметить, что мусульманки всячески отстаивают право быть в платке. Многие из вас помнят, сколько волн протеста было во Франции, в связи с запретом в школах ношения оного. В то же время, многие современные христианки всеми силами стараются избавиться от косынок. По современной моде сестры не хотят покрывать голову, считая ее пережитком прошлого или древней иудейской традицией. Сестры, которые надевают косынки на какие-то ответственные христианские встречи, выглядят «белыми воронами», «не продвинутыми». Есть и другая крайность в Церквах: сестры готовы всех одеть в косынки, а зачем это делать сами не понимают и другим изъяснить не могут. Христос сказал: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин.5:39). Мы, сестры Богословского кабинета «Девора», считаем своим долгом серьезно изучать заповеди и постановления Господни, особенно обращенные лично к женщинам, а их не так много. Приглашаем Господа нашего Иисуса Христа быть нашим Путеводителем, чтобы нам в страхе Божьем рассмотреть вопрос покрывала для жён.

Тайна ритуала, совершаемого по заповеди.

Бог издревле полагал определенные знаки, выраженные в различных действиях, которые содержали в себе тайну. В Израильском народе, во времена Ветхого Завета, израильтянин полагал руки на им приносимое жертвенное животное, и смерть его очищала душу израильтянина от греха, и в Вечности происходило освобождение от греха. Все жертвы левитского служения в тайне отображали Иисуса Христа, они авансировали благодать от Его жертвы на Голгофе.

Всякий ритуал, установленный Богом, обязательно несёт в себе какую-то тайну, как всякий серьёзный договор между людьми, государствами имеет силу. Подписанные бумаги—это просто ритуал, а за этим ритуалом - приобретение земли, наследство, политические договора, проекты и т.д. Подобно и здесь, молитва (Кол.1:9), водное крещение (1Пет.3:21), причастие (1Кор.11:23-26), приветствие (Мф.10:12, Лк.1:44, 2Ин.1:11), - вроде бы ритуалы, но за этими действиями есть тайна. Например, проповедь содержит в себе тайну: ломается механизм греха, и человек воспринимает глагол Божий, «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12). Таким образом, за ритуалом существует Богом определенная скрытая реальность.

Исходя из этого, есть резон обратить внимание, что в Божьем предопределении, покрытие головы - не как одежда, закрывающая от холода или традиция, но, как действие, приказанное Богом, почему и несет в себе определенную тайну. Пренебрегать этим повелением равнозначно тому, что пренебречь крещением, молитвой, причастием… Есть мнение, что проповедник должен ориентироваться на традицию человеческую. Слово Божье – истина, и она предписана для исполнения, и ни в коем случае не подлежит обсуждению уместности её применимости.

Очевидный пример того, как умачество людей отменяет заповедь Божью: в Слове Божьем сказано: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши…» (Деян.2:17). Дочери, пусть вторыми, но они поставлены Богом в ряды пророчествующих. Ведь сказано наряду! Братья работают на этом поприще, в Церкви есть диаконы, проповедники, учителя и т.д., всё это законно, так как установлено Богом. Что же касается пророчествующих дочерей, то тут всё перевернули, скомандовали на свой лад: не должно быть таковых в Церкви, и сестры, из-за отсутствия этого святого дела, норовят контролировать братьев, как говорят, «бьют и в хвост, и в гриву». Бог бичевал Израильский народ за неисполнение Его повелений, ему нужно было пережить кровавый ужас Ассирии, Вавилона, чтобы пунктуально исполняли то, что приказал Бог. Подобно этому, в Новом Завете пришлось Иисусу Христу ткнуть носом Иерусалимских книжников и фарисеев словами: «...вы устранили заповедь Божию преданием вашим» (Мф.15:3). «Будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши!» Нужно пунктуальное исполнение библейских истин, иначе будет бедствие, подобно Вавилону! Игнорируется заповедь о покрывале, не рассмотрен вопрос о пророчествующих дочерях… Мы не желаем, чтобы Божий бич обрушился на непокрытые головы сестер и призываем к исполнению этих заповедей.

 

 


Нами рассматриваемый ритуал связан с покрытием головы. Слово «голова» содержит в себе следующий смысл: «главный», «определяющий», «главенствующий». Голова подразумевает под собою власть, т.к. содержит в себе основные органы восприятия окружающего мира: обоняния, вкуса, зрения, слуха; (только осязание помимо головы), все тело подчиняется указаниям головы. И она должна быть покрыта, т.е. посвящена, подвластна иному лицу. Другой пример, существует царский венец, который покрывает голову царя. Наличие на голове короны уже говорит, какой человек этот есть. Это знак статуса человека, что это особая голова, которая находится в плоскости особых условий и особой ответственности. Царский венец снимается только вместе с головой.Подобным образом, голова священника Ветхого Завета также покрывалась (Исх. 29:6-7). В Израиле только священники имели право входить во святилище пред лицо Божие. Для этой цели они одевали особые одежды и головной убор, кидар. Написано: «И возложи ему на голову кидар, и укрепи диадиму святыни на кидаре; и возьми елей помазания, и возлей ему на голову, и помажь его» (Исх.29:6-7). На его головном уборе была установлена диадима святыни: «Святыня Господу». Это был знак принадлежности и посвященности Господу. Сами собой священники славы не имели, а чтобы иметь славу от Бога и для Бога, они должны были надевать специальную одежду и головной убор (Исх. 28 гл.) Для всех это был видимый знак, что данный человек – священник (т.е. отделенный, посвященный Богу). Головной убор также являлся обозначением, что этот человек— под властью.

 

Итак, головной убор Ветхозаветнего священника—это часть его одеяния, необходимого для священнодействия. Одежды священнослужителя—это олицетворение славы и величия Бога, Которому он служил. Свое особое место здесь занял головной убор, он олицетворяет собой Закон Божий, который был во главе Израиля.

 

Почему мужчины Израиля покрывают голову?

Мужчины Израиля носят головной убор, потому что Израиль в целом, со всеми царями, пророками, священниками, мужчинами и женщинами – это жена, имеющая родить Христа, что и свершилось: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения» (Откр.12:1-2). История Израиля от избрания Авраама до времён Иоанна Крестителя – это «ясли», где должно родиться Спасителю. И, когда пришла полнота времени, и на небе воссияла звезда – родился Христос! Бог имел с Израилем союз, заветные отношения, как у мужа с женой (Иоил.1:8).

Заветные отношения дают определенные права и обязанности. Первое, Израиль жил, пользуясь привилегиями и правами жены. «И сказал Господь: вот, Я заключаю завет: пред всем народом твоим соделаю чудеса, каких не было по всей земле и ни у каких народов; и увидит весь народ, среди которого ты находишься, дело Господа; ибо страшно будет то, что Я сделаю для тебя» (Исх.34:10), «а вы будете у Меня царством священников и народом святым. Вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым» (Исх.19:6), «и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» (Лев.26:12). Израильский народ, как ни один другой народ, в лице священников, имел привилегию входить пред лице Бога. Он любим, храним и благословляем Богом в связи с тем, что он был на положении законной жены.

И второе, в случае нарушения заветных отношений, Бог призывал народ к ответственности за свои деяния: «Судитесь с вашею матерью, судитесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж ее; пусть она удалит блуд от лица своего и прелюбодеяние от грудей своих» (Ос.2:2). Бог строго взыскивал с народа Своего за грехи его на протяжении всей истории Израиля. (Интересный факт, что Бог не бичует Себя за грехи Израильского народа, не берет на Себя их вину, но спрашивает с жены (за один поступок Евы до сих пор расплачивается все человечество). Это ещё раз говорит нам о том, что женщина - личность и несет полную ответственность за свои поступки).

Израиль связан законом замужества: «ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве» (Гал.4:25). В Священном Писании говорится: «Жена связана законом, доколе жив муж ее…» (1 Кор.7:39). Израиль – жена, она под Законом замужества, в связи с этим, все служение её подзаконно, и все священники – с покрытой головой. Супружество Израиля обязывало священников соблюдать закон покрытия головы. (Иудеи до сегодняшнего дня покрывают голову, а по их примеру и мусульмане).

 

 


Покрывало в Новом Завете.

 

Если в Ветхом Завете женщины не могли входить в храм, для них был отдельный двор, и исчисление народа происходило только по мужам, способным к войне, то в Новом Завете – другие правила. Церковь – это невеста Христа, она живёт не под законом, а по любви (П. Песн.), под благодатью, потому что невеста ещё не под законом замужества. Апостол Павел говорит: «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2 Кор.11:2).

В Новом Завете меняется порядок священства (Евр.7:12). Женщина также вводится в жизнь благодати. В Слове Божьем сказано: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Пет.3:7). «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:28). Тогда как в Ветхом Завете об этом не могло быть и речи, священство Ветхого Завета не могло иметь в себе женственности, потому что Ветхий Завет– это прообраз, священство и скиния личности Иисуса Христа Спасителя, мужа из колена Давидова. Новозаветное священство совершенно, оно реализует программу священства уже явившегося Спасителя.

Бог через апостола Павла говорит о новых условиях Церкви, в которой существует правило Божьего установления: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будутпророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут (Деян.2:17). «Будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши», т.е. не всякий приходящий, но вошедший на плоскость сыновства, в юридическое положение сынов и дочерей. Заметим, что милость спасения и благословение сыновства – это совершенно разные вещи. Если человек милость Господню принял, а на плоскость сынов и дочерей встать не расположился, то тогда он вне сыновства Божия, в положении помилованного. Это первое определение.

Второе, сказано: «И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян.2:18). Когда раб обнаружен на положении раба, а не взбудораженного революционера и имеет печать, что он— раб или рабыня, тогда Бог располагает с ним иметь дело.

Апостолы предпочитали называться не сынами Иисуса Христа, а рабами. Почему так? Дело в том, что раб – это особое условие посвящения Богу, при котором человек выражает особое расположение подчиняться Богу. И выражает его реально: «Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший» (1Кор.12:31). Человек располагает быть не просто в привилегии, как сын, но находиться в велении и распоряжении Его, как раб, т.е. в близкодоверенном положении, чтоб иметь в духе богатство Божьей благодати. Казалось бы, рабы и рабыни – люди второго сорта, а, на самом деле, они располагают в духе своем иметь большее. Если раб, то такой человек имеет особое доверие у Бога и особое дарование от Него: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Еф.4:11). И потому апостол Павел в посланиях характеризует себя, как раб Иисуса Христа. Христос сказал ученикам Своим: «… вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано» (Мф.13:11). Раб Божий – это человек, который любим Богом, как сын, но добровольно служит Ему, как раб.

Исходя из этого, следует иметь ввиду, что Бог предусматривает для женщин богатство благословенного женского счастья, если женщина в страхе пред Богом признает над собою власть Иисуса Христа. Мы имеем изменившиеся условия священства, где есть место для женщин, но при определенных правилах, о которых скажем ниже.

В послании Коринфянам 11 главе говорится: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову» (1Кор.11:4).

Почему в Новом Завете муж без покрывала?

Как было сказано выше, Церковь – невеста, она не под законом, как Израиль (жена), а под благодатью и любовью Своего Жениха. Потому мужи не покрывают голову. Второе, муж представительствует образ, славу и власть Божию: «Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа» (1Кор.11:7). Еще написано: «всякому мужу глава Христос» (1Кор.11:3), потому законно мужчинам быть без покрытия головы. Покрывать голову – это покрывать Христа, ведь Он - глава мужу. Вопрос в том, всем ли глава Христос? Православные, католические священники, несмотря на то, что они христиане, носят головной убор, давая понять, что они не имеют главой Христа, чтобы войти в святую свободу. Они подзаконны так же, как иудеи, которые не восприняли Христа и не вошли в подданство Его.

 


Слава законности для людей является их подзаконностью. Мы—на земле, и человек не имеет свободы, он или под влиянием благодати Божьей, или под влиянием диавольщины. Когда человек имеет силу Духа Святого, тогда он водим Духом Божьим, чтобы ему разуметь, как ему обретаться свято. Пока человек не может ходить по Слову, то он под Законом. Если человек не оставил злобы, зависти и прочих гадостей, как он может считать себя свободным? Тогда ему Христос не глава, а глава - данный грех. Свобода—это, когда он свободно обретается под благодатью. И когда в Церкви кто-то возрос до такого положения, что он может самостоятельно воспринимать Божий глагол, то это видно, что это человек Божий (Илия, Амос…). Они воспринимали глагол непосредственно от Бога, и к такой практике приглашены мужи.

 

Покрывало для женщин. «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая» (1Кор.11:5). Служа Богу молитвой и пророчеством, женщина приобщается к новозаветному священству, но при условии покрытия головы.

Новый Завет не отменяет, но узаконивает для женщины подчиненность мужу: «Хочу также, чтобы вы знали, что… жене глава – муж…» (1Кор.11:3), «Жена связана законом, доколе жив муж ее…» (1Кор.7:39). Муж—образ и слава Божия, а жена—слава мужа, не муж создан от жены и для жены, но жена от мужа и для мужа. Покрывало есть знак власти над нею. В данном случае, покрывало на жене никак не уничижает ее, а свидетельствует о том, что за неё кто-то ответственен, как ответственен пастор за паству. Бог установил Свой порядок чинности, благодаря которому существует гармония бытия. И в этом порядке, Христос подчинился Богу (не потому что Он ниже Его, а таков порядок) (Ин.10:30), жена подчинена мужу (не потому что она ниже его, а таков порядок) (Быт.1:27). Если из этого порядка женщина выпадает, не желая подчиняться мужу, то она бесчинствует и прямо идет путем дьявола – первого бунтовщика против Божьего порядка подчинения. Восстает женская спесь—и женщина превозносится над мужем. Такие женщины – феминистки, которые, по наущению змея, бунтуют против Божьего порядка.

Итак, для женщин остается покрытие головы, потому что женщины – под законом замужества и покрывало для них является знаком их подчиненности мужьям. Это принципиальное условие.

А если женщина незамужняя, нужно ли ей покрываться? Мы читаем: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову». Исходя из нашего рассуждения, напомним, что покрывало (кидар)—священническая одежда, а молитва и пророчество—это священнодействия Нового Завета, в которые введена и женщина. В первоапостольской Церкви были дочери диакона Филиппа, девицы, пророчествующие (Деян.21:9), была диаконисса Фива и многие другие сестры. Если женщина незамужняя, но она молится или пророчествует (служит Словом, учит), то она должна покрывать голову, потому что незамужние сестры-служители должны трудиться под руководством братьев (Быт.2:18, Рим16:1-2), т.е. быть в послушании им, и покрывало в данном случае—знак власти над ними для Ангелов (1Кор.11:10).

Что значит «знак власти над нею для Ангелов»?

Мы читаем Библию, что Бог как мужчину, так и женщину сотворил по Своему образу и подобию, личностями, способными мыслить и поступать свято. Бог сотворил Адаму помощника, соответственного ему, и Ева была в силах как разуметь, так и оценивать все поступки начальника (Адама). В третьей главе книги Бытие, мы видим, что Ева, осознанно прельстившись словами змея, вышла из-под определённого ей Богом, законного положения быть помощником мужу. Она не стала советоваться с Адамом, без его ведома, самостоятельно приняла решение послушаться змея. Змею не так просто было напрямую искусить Адама. И, скорее всего, это было сделать невозможно. И он действует через Еву. Она скушала отраву сама и каким-то методом ей удалось накормить ею и Адама. Женщины от Едема имеют свойство слушаться змея, он имеет доступ к их естеству. (Именно среди женщин много бабок-шептух, экстрасенсов, гадалок, ворожей, к которым безрассудно обращаются даже верующие сестры). И, в силу специфики характера женщин, змею очень часто удаётся искушать их, используя для осуществления своих коварных разрушительных целей, как в Едеме.

Учитывая это, Бог в Своей великой любви, ставит спасительную дополнительную «преграду» на пути змея к женской душе – послушание мужу. «Знак власти над нею для Ангелов», т.е. для мира духов. Этим знаком она заявляет о том, что никакой змей не сможет поворотить её поступать вопреки Богу и мужу.

Покрывало – печать, которым она заявляет в мир духов об осведомленности касательно змея, которого она послушалась в Едеме и сломила Адама. Теперь перед всем миром духов она поставляет, что она это знает и пред небом не располагает больше слушать змея, но слушать мужа и Бога.

 


Подобно, как причастие даёт подпитку человеку для обновления Божественного естества, так и здесь, это, рекомендованное Богом условие, дано для обострения самосознания женщины, для поддержания ее в рамках Закона. Подобно тому, как крещением человек окунается в воду, а, фактически, он входит в мир духов и заявляет пред миром духов о принадлежности к народу Божьему и Богу, так и здесь, женщина, покрывшая свою голову, покрывалом поставляет в мир духов, что она — в послушании мужу и бесов слушать не располагает. Мир духов - мир Божий: «Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы» (1Пет.3:22), «Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь» (Евр.1:7), (Еф.6:12). Для Ангелов она покрытой головой говорит, что желает опеки Ангелов. «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс.33:8), «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр.1:14). Нужно иметь ввиду, если женщина хочет, чтобы демоны садились на голову – пусть не покрывается, а если хочет, чтобы посещали Ангелы с неба благодатью Божьей – необходимо покрываться. Это подобно тому , как зонтом прикрыться от дождя. Но, если женщина, называясь христианкой, пригрела в своей душе «дела плоти», которые перечислены в послании к Галатам (5:19-21), то это равнозначно, что прикрыть голову медузе горгоне, в таком случае никакое покрытие не поможет.

 

Еще есть здесь очень важное условие. При чтении этих слов, все сразу воспринимают только Ангелов небесных. В слове Божьем сказано: «Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников» (Откр.2:1). Апостол Павел пишет в послании к Гататам: «но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса» (Гал.4:14). Отсюда видно, что Ангел – это посланник, пророк, имеющий Слово от Бога, чтобы наставить. Раньше всем членам Церкви давались поручения. Если в Церкви дается поручение мужчине, достаточно поговорить с ним одним, если же давать поручение женщине, а она замужняя, то всякому пресвитеру должно быть ясно, что недопустимо давать ей поручение, прежде не согласовав это с мужем. Покрывало на голове - знак для пресвитеров, для начальствующих в Церкви, что женщина—под властью мужа. Покрывало на голове необходимо для нормального порядка в Церкви, это есть знак принятия этого порядка сестрой.

 

Почему именно Коринфской церкви апостол пишет о покрывале на голову для женщин?

Чтобы рассуждать об этом вопросе, нужно знать культуру (нравы) Древней Греции. В Греции, в связи с процветающей демократией, нравы были, мягко сказать, более вольны и свободны, чем где-либо. Коринф – это город, где разврат считался чуть ли не нормой жизни. При храмах было много обслуживающих женщин, жриц любви. Также среди женщин в Коринфе было много гетер. Гетера (греч. hetaira - подруга) - в Древней Греции образованная незамужняя женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни. Гетеры могли выходить замуж. Так, знаменитая гетера Аспасия, известная умом, образованностью и красотой стала женой известного военачальника М. Перикла. Она обучала его ораторскому искусству. Так как гетеры были высокообразованные и талантливые женщины, они выступали на равных с другими учёными, философами, имели право голоса в обществе. В связи с греческим гетеризмом (амазонством), апостол Павел говорит Коринфским женщинам о покрывале на голову, об их подвластном положении. Не пришлось говорить об этом ни римским, ни еврейским женщинам, потому что женщины Рима были упорядочены дисциплиной и стройным правовым порядком римского закона. Еврейские женщины находились под Божьим Законом, и их поведение и нравы были под надзором властвующих в народе. В Палестине и других странах этот вопрос не стоял, т.к. не было обычая у женщин ходить с раскрытой головой. Нигде нет среди древних статуй женщины с раскрытой головой. Демократическая же свобода Коринфа диктовала, что женщины воспринимали себя равноправными с мужчинами и даже над ними. В Коринфе, в связи с гетеризмом, женщины не покрывали головы. Это начало проникать в Церковь, на что отреагировал апостол Павел. Это заявление апостола, чтобы сестры не воображали из себя «генералов». И сегодня покрывало на голове многими воспринимается как унижение. Впрочем, известно, что унижение состоит не в том, что голова покрыта, а в том, что она пустая. Вот на что нужно обращать внимание. Нужно отметить, что и сегодня женщины по наитию феминистского движения, которое уже одним своим наличием говорит о том, что женщины признают себя ущемленно второсортными, не имеющими законного места под солнцем, по пятидесятнической и харизматической вольности претендуют на служение братьев, становятся пасторами Церквей, епископами и т.д. А зачем женщине бревна шевелить? Написано: «а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (1 Тим.2:12). Есть у сестер свое поле, которое в запустении и которое нужно обрабатывать. Претензии женщин к мужчинам, касательно Божьего определения, что сестры находятся под руководством братьев—не законны, т.к. не имеют библейского обоснования. Авторитетно мудрая женщина все равно не имеет права поставлять себя дерзки, учительски среди братьев. Как апостол Павел писал Тимофею, чтобы со всеми поступал, согласно их положения (1Тим.5:1-3). У каждого есть свое законное место, свои права и обязанности. Великая Девора была женщиной замужней и, вместе с тем, матерью в Израиле. Величие её не ущемлялось фактом замужества, и она не претендовала на мужские права. Бесспорно, сестрам сказано: «Мужей учить не позволяю», но нужно обязательно, чтоб были женские собрания, на которых бы рассматривалась повозрастная характеристика женщин, начиная с детей до пожилого возраста. На это имеют право сестры. Огромное поле работы. В какую-то меру, и православные, и католики откликнулись на этот вопрос, хотя бы в форме женских монастырей (насколько это верно это другой вопрос), а протестанты - вообще не откликнулись. С другой стороны, есть серьёзные подозрения: верующие женщины настолько крепко пристрастны к дьявольским следам своей души, что категорически не допускают, чтобы среди них были специально наставляющие женщины-пророчицы. Такое пристрастие, как у развратного к разврату, подлеца к подлости, загреб к стяжательству, язв к язвительности, сплетниц к сплетням, беззаконника к беззаконию, и оно настолько сильное, что на пушечный выстрел не допускают пророчиц к наставлениям. Подобные люди будут отбиваться от сестринско-пророческого наставления, защищая свою греховную вольность, как пьяница бутылку водки.

 


Вместе с тем, крайне необходимо иметь Слово от Бога в женский мир сестер молящихся и пророчествующих, которые раскрывали бы систему внутреннего сознания, систему власти, свойственных женщинам. Далеко не каждой женщине свойственна физическая власть, скорее, власть, при помощи хитрости и обольщения. Претензия на власть начинается с семьи. Идет война. С одной стороны, женщина взвинчивает мужа до одурения, чтобы навязать свою волю. А с другой стороны, сам мужчина имеет расположение быть взвинченным, чтобы ему быть наполненным жизненной силой. (Как писал великий поэт: «Я сам обманываться рад»). Это душевная болезнь. Нужно идти к духовному психиатру, ибо в Боге ценно, когда человек осознает ценность самой человеческой сущности мужа или жены. Трудно представить женщину, которая бы благодарила Бога, что она приняла семя благодатного человека, чтобы выносить святое дитя. Более обращает внимание, чтобы кипеть сексуальными наркотическими переживаниями, в большей части, не думают о том, что они—сопричастники Божьего промысла рождения новой жизни.

 

Бог поставил заповедь крещения, причастия, заповедь пророчества мужчин и женщин, также и покрывало для молящейся и пророчествующей сестры. Все они имеют в себе тайну. Если должного подхода нет к заповеди, как к заповеди, то в истории Израиля приходили Ассирия или Вавилон. История Церкви имела множество скорбей не потому, что мир притеснял, а потому, что не исполнялись Божьи веления, за это приходил бич.

Подведем итог.

1. Покрывало – ритуал, знак подзаконности. Берет начало в Ветхом Завете. Израиль – жена, родившая Христа, находившаяся под Законом замужества. Все священники должны были приходить пред Бога с покрытой головой. Кидар—священническая одежда, которая олицетворяет собой Закон.

2. В Новом Завете другие условия: Церковь – это невеста, обрученная Христу. Мужчина не покрывает головы, т.к. ему глава—Христос. В Новом Завете женщина введена в священство, но при условии покрытой головы, т.к. для нее остается закон подчинения мужу.

3. Подобно тому, как крещением человек заявляет пред миром духов о принадлежности к народу Божьему и Богу, так и здесь, женщина, покрывшая свою голову, заявляет в мир духов, что, вопреки Еве, послушавшей змея, она не располагает его слушать, а располагает быть под властью мужа и Бога. Покрывало – защита от посягательства дьявола.

Покрывало - знак на голове для пресвитеров, что женщина под властью мужа и препятствие для феминистски настроенных женщин.

Дорогие сестры, прочитавшие эту статью! Не злоупотребляйте вопросом покрытия головы, слепо одевая всех женщин в платки. Если женщина не видит в исполнении этой заповеди благословения для себя, если она не признает над собой власти мужа, ни Самого Господа Бога, ей покрытая голова ничего не даст. Сестры, не игнорируйте заповедь покрытия головы, ибо осознанное и добровольное исполнение ее есть своеобразная пища для наших душ. Это уважение Слова Бога. Это священническая одежда сестры-служителя. Да будет растворено верой слово это. Аминь.

 

Статья подготовлена сестрами Богословского кабинета «Девора» по лекциям пастора Лосникова Александра Васильевича

Благословенные невесты Харьковщины

Когда мы подготавливали методическое пособие для курса подготовки молодых сестер к семейной жизни, мы ставили перед собою цель: вырастить их в благословенных невест, чтобы впоследствии из них вышли надежные и верные помощницы своим мужьям, добрые, ласковые, заботливые матери, ревнители по делу Божьему. Как вы заметили, методическое пособие назвали соответственно: «Благословенна ты между женами…». Для  того, чтобы была достигнута эта цель, был приготовлен этот курс, об этом мы серьезно молимся, да и не только мы, а многие и многие сестры, которые переживают за христианскую молодежь. Какое же было наше удивление, что «благословенные невесты» -  не предел, которым можно ограничить конечный результат обучения. Мы рассчитывали на положительный результат, но отклики, которые получили из Харькова, превзошли все наши ожидания. Только представьте, две молодые сестры названы своими мужьями не просто «благословенные», а «супер мега благословенные». Воистину, Бог посылает гораздо больше, нежели мы просим или о чем помышляем. Да будут счастливы эти молодые семьи! Да благословит их обильно Господь! А мужья этих особо благословенных невест да откроют в своих избранницах еще много и много полезных, ярких, красивых свойств души и характера. Пусть жизнь этих семейств наполняется счастьем, радостью, светом, теплом, пусть будет много талантливых и красивых, здоровых детишек. Пусть Царство Небесное присутствует в этих домах и не будет в них зла. Аминь. 

Авторизация

Заявка на регистрацию